Одежда — элемент культуры

Каждый день мы достаём из шкафа вещи. Перед сном продумываем завтрашний облик или впопыхах хватаем любимую толстовку и бежим из дома. В этом количестве одежды есть фавориты и то, что достаётся раз-два в год. И, как правило, то, что мы выделяем, имеет свою особую историю.

Кроссовки, которые хотелось в детстве, но купили только сейчас, пиджак с защиты проекта — эти вещи стали частью вашей истории. Они вбирают в себя дополнительные смыслы и воспоминания. Именно за это и становятся любимыми.

Если представить, что все вещи мира собраны в одной гардеробной, то и в ней можно будет отыскать «любимчиков», которые перешли из категории «просто вещь» в категорию культуры. По одному платью можно восстановить надежды и стремления эпохи, угадать мечты человека. Вещь впускает в себя время, потому что она — всегда форма, которую наделяет смыслом ход истории.

01 /
Так происходит с любой классикой: от Shakespeare до Modigliani, от Пушкина до Mondriaan. История моды знает огромное количество примеров подобной вневременной формы, ставшей объектом культуры.

01. Чёрная водолазка ’57

В 1957 году вышел фильм «Забавная мордашка». Героиня, которую играет Audrey Hepburn, работает в книжном магазинчике для битников. Её уговаривают позировать в глянцевом журнале, однако героиня всё же принадлежит к миру литературы.

Водолазка была выбрана художником по костюму неслучайно. Уже в то время она была символом аутсайдеров: поэтов, художников, авангардистов, которые противостояли офисной культуре.

02. Бумажное платье Warhol ’60

Andrew Warhol напечатал свою знаменитую банку Campbell на платье. Вместо ткани художник использовал бумагу. Одежда вызвала такой ажиотаж, что в 1965 году компания Campbell самостоятельно начала выпускать платья «The Souper Dress», которые мог получить каждый, кто пошлёт им один доллар и две этикетки от супа.

Приобрести изделие могли все. Рисунок печатался по индивидуальному выбору. А продолжительность жизни одежды составляла один день. Это платье стало символом консьюмеризма, функциональности и практичности.

03. Свадебное платье Diana, Princess of Wales ’81

Трансляцию свадебной церемонии принцессы Diana в прямом эфире посмотрело 750 миллионов человек, в записи — около 1,5 миллиардов. Это была эпоха расцвета телевидения. Образ девушки сильно повлиял на моду следующих десятилетий. Знаменитое платье сделали британские дизайнеры. Оно открывает эру гипернарядности и театральности. Огромный шлейф — 8 метров — самый длинный в истории свадеб.

Но главное — объём платья. Широкая линия плеч и рукава, в которых можно утонуть, пышная юбка, куда поместятся несколько подружек невесты, рюши по всему подолу. Все эти детали вошли в свадебную моду, и вплоть до 1990-х большая часть девушек мечтала о таком наряде.

04. Кроссовки Air Jordan ’89

Одна из самых узнаваемых и распространенных моделей кроссовок Nike. Как и многие успешные темнокожие спортсмены до него, Michael Jordan стал предметом восхищения и подражания для афроамериканской молодёжи и до сих пор занимает особое место среди кумиров, на которых хочется равняться. Пара Air Jordan объединила в себе нечто большее, чем удобную обувь и любимые кроссовки культового игрока.

«Когда я ношу пару Air Jordan, я чувствую себя более уверенно. Я хожу, расправив плечи, я хожу прямее», — писатель Mychal Denzel Smith.

Они стали символом победы. Материальным доказательством свободы и причастности к большой и красивой игре. Вслед за баскетболистом люди старались стать лучше, стремились за мечтой. Между добром, успехом, уверенностью, свободой и Air Jordan можно поставить знак равенства. Эта обувь вошла в историю культуры именно с таким набором смыслов.

05. Коллаборация Louis Vuitton с Murakami '03

Бренд Louis Vuitton, уже давно ставший классикой, продолжает экспериментировать с монограммой дома. В 2002 году началось их длительное сотрудничество с художником Takashi Murakami.

Пёстрый дизайн Monogram захватил сумки на 10 лет. Этот принт определил эпоху, которую с любовью вспоминают как время радости и благополучия.

Её образ интеллигентной девушки, для которой самое важное — искренность чувства и ум, подчёркивает скромный гардероб. Чёрная водолазка и узкие чёрные джинсы-капри. Это сочетание оказало влияние на целое поколение женщин, которые делали выбор в пользу аскетичности на фоне буйства цвета 1960-х гг.

Форма платья-торта прочно ассоциируется в сознании с образом принцессы, поэтому до сих пор в отдалённых местах оно является сокровенной мечтой. И даже Carrie Bradshaw из сериала «Sex and the City» собирается замуж в пышном платье от Vivienne Westwood.

Сумка от Louis Vuitton сама по себе уже вошла  культуру, но коллаборация с художниками продолжает укреплять её статус и захватывать внимание. Murakami работает с яркими принтами. Именно он создал разноцветную монограмму, коллекции с цветами и вишней.

Эпоху нарядности в глобальном мире, где возможно сотрудничество старейшего французского дома мод и современного японского художника.

Почти 20 лет спустя, в 1972 году Иосиф Бродский уезжал из России в той самой оппозиционной официальному костюму водолазке. Так она закрепилась в культуре как символ принадлежности к кругу интеллектуалов.

Мария Глухова
(@gluhomaniya)
Колумнист

Статью подготовила