Трансформация силуэтов — история трендов

Мода часто воспринимается как что-то эфемерное и далёкое от действительности. Что важного могут рассказать нам, например, фасоны рукавов? С первого взгляда, ничего особенного. Но если не полениться и открыть пару пыльных томов в библиотеке, то станет ясно хотя бы одно — женщинам (да и мужчинам) жилось непросто.

Тяжёлые платья, корсеты, причёски, невозможность одеваться и раздеваться самостоятельно и множество других лишений терпели наши предки во имя моды.

Посмотрите на иллюстрации к модным журналам 1830-х или 1860-х годов. Юбка, кажется, собирается накрыть собой весь земной шар. А рукава-буфы как будто созданы, чтобы попадать во все чашки с кофе, чаем, вазочки с вареньем, тарелки с супом и прочие ёмкости.

На формирование фасонов платья влиял исторический процесс. На самом деле, по одной только длине юбки можно составить интереснейший график изменений морали и нравственности Европы.

Если бы какой-нибудь вельможа XVI века столкнулся в коридоре Темпла с современным отрядом школьников на экскурсии, то пришёл бы в ужас от длины юбок, что уж говорить о брюках на барышнях.

Даже в 1960-е годы новая длина юбки — мини — порицалась общественностью. Война за возможность показывать щиколотки, икры и колени длилась столетиями.

В этом тексте мы разберём несколько примеров влияния исторических событий на формирование трендов.

Совсем в глубину веков мы уходить не будем. Заглянем во Францию 1790-х годов, то есть в десятилетие Великой французской революции. Свержение всех привычных устоев и падение монархии требовало нового героя.

01.

Эпоха просвещения кончилась гильотиной, и в костюм немедленно добавился этот аксессуар. Такое открытое заигрывание со смертью из XXI века кажется несколько варварским. По силе образа можно провести параллель с коллекцией Alexander McQueen «Highland Rape».

«Les merveilleuses» (фр. «изумительные») — так называли главных модниц этого десятилетия. Они предпочитали прозрачные и полупрозрачные туники в античном стиле. Достаточно вспомнить портреты Marie Antoinette, чтобы понять, как сильно такие откровенные наряды эпатировали публику.

Правда, историки костюма давно наблюдают закономерность: после серьёзных исторических потрясений женская одежда становится более вызывающей.

Ещё один микро-тренд — узкая красная ленточка, повязанная на шее. Во время танцев дамы энергичного потряхивали головой, создавая ощущение, что она вот-вот скатится с плеч.

Во-первых, она была вдохновлена историей взаимоотношений между Англией и Шотландией. Количество жестокости, смертей и горя за долгую историю противостояния было ничуть не меньше, чем в короткое десятилетие французской революции.

Во-вторых, важны образы моделей. Это полуобнажённые девушки, одетые в прозрачные юбки и платья, часто разорванные и смятые недвусмысленным образом. Кожа моделей и одежда была сбрызнута кровью. Эта коллекция — заявление об угнетении Шотландии Англией и нарушении её автономности.

Первая мировая война, затронувшая все сферы жизни человека, не обошла стороной и моду. Главное слово в такое время — функциональность.

02. Мода в военное и послевоенное время.

Знаменитое trench coat (англ. «траншейное пальто») от Burberry появляется в Первую мировую, а когда солдаты возвращаются с войны, плащ становится частью образа героя, смельчака и отважного человека. Сейчас trench coat является неотъемлемой частью межсезонного гардероба как мужчин, так и женщин.

Получается, что после Первой мировой войны мода избавилась от корсетов и длинных юбок, так что с наступлением «ревущих 1920-х» силуэты стали абсолютно свободными, ткани — прозрачными, юбка обнажала колени, которые юные девушки даже румянили. Потерянное поколение хотело веселиться.

Функциональность побеждает шёлк и тюль всевозможных оттенков, побеждает корсет, побеждает (о ужас!) длину юбки, изящность нарядов. Женщинам требуется практичная немаркая одежда, которую можно носить много раз. Так военное время помогло Gabrielle Chanel одеть дам из высшего света в джерси.

Трикотажные изделия считались атрибутами низшего сословия, зато сейчас их можно найти в любом базовом гардеробе, а главный амбассадор таких водолазок — Steve Jobs.

Вторая мировая война также подчиняла моду своим правилам, а вот в 1950-х женщины уже «устали» от бесконечной нехватки продуктов, тяжёлого груза отвественности, грубых тканей и пиджаков с широкими плечами: появляется знаменитый силуэт «New Look» от Christian Dior с избытком ткани и ярким цветом. Жакет Bar предназначался для выхода на коктейли в вечернее время.

Необходимость идти на завод, чтобы обеспечить потребности войны, сменяется желанием жить и радоваться каждому дню. Быть хрупкой и утончённой.

В культуре складывается образ девушки-принцессы, который воплощает в жизнь Grace Kelly. Mariya Graciya Kyuri переработала силуэт с широкой юбкой и узкой талией в коллекции для Dior SS’17.

Одним из главных аспектов в ней выступала цитата феминистки Chimamanda Ngozi Adichie:

Так адаптировали идею XX века о хрупкой, утончённой женщине, нуждающейся в крепком мужском плече, причём желательно принца крови, в ультрасовременную феминистскую повестку XXI века.

«We Should All Be Feminists».

Итак, несколько выводов. Первое: вещи из нашего шкафа могут рассказать удивительнейшие истории о своём происхождении. Второе: моду можно представить в виде маятника. Она раскачивается от роскоши к минимализму, от функциональности к декоративности, от закрытости к полной свободе. Эта цикличность наблюдается, даже если не брать большие временные дистанции. Иногда различия так велики, что, не уследив за длиной рукава или формой пряжек, можно оказаться в неловком положении.



Чаще всего глобальные изменения фасона и кроя связаны с внешними факторами. Мода чутко и остро реагирует на всё, что происходит вокруг. А порой дизайнерам удаётся даже заглянуть в будущее. И можно сказать точно, что индустрия не парит в облаках, а рассказывает про нравы и судьбы больше, чем кажется на первый взгляд. А ещё делает заявления. Как «We Should All Be Feminists».