DIANA VREELAND.
Why Don't You…Read This Article?

Бывает, сложно представить, что жизнь может измениться кардинальным образом. Что вдруг придётся переехать, сменить место работы, вид деятельности. Трудно ставить под сомнения проверенные годами способы решения задач. Так может думать каждый, но только не Diana Vreeland. Легендарный главный редактор Harper's BAZAAR и Vogue US никогда не боялась меняться, энергично боролась за своё видение мира и не сдавалась. Даже когда издательский дом Condé Nast уволил её с поста главного редактора в возрасте 68 лет — она не отчаялась. Просто ещё раз перевернула мир моды и доказала, что невозможного не существует.

Этот город правда много значил в её жизни. Vreeland была знакома со всей богемой старой Европы. В доме её семьи бывали Дягилев и Нижинский, а одно из первых воспоминаний детства — коронация короля Георга V. Во время Первой мировой войны семья перебралась в Нью-Йорк. Именно в этом городе началась её карьера в моде. В 1936 году на вечеринке в отеле St. Regis редактор Harper's BAZAAR Carmel Snow обратила внимание на яркую изящную женщину, которая, казалось, знала всех вокруг. У Snow был чуткий вкус на нужных людей. На следующее утро она позвонила Vreeland и уговорила занять должность колумниста в журнале.

00.

На вопрос, что нужно делать, чтобы быть Diana Vreeland, она отвечала: «Сперва следует родиться в Париже».

«Why Don’t You?»

Так называлась авторская колонка Vreeland, где она давала эксцентричные советы читательницам.

Уверенность и мнимая экспертность автора порою ставила людей, принявших совет за чистую правду, в неловкое положение. Вот что советовала начинающая колумнистка:

01.

*Нажмите на любую фразу, чтобы узнать перевод

Такой лёгкий и ироничный стиль колонки был нетипичен для издания. Diana Vreeland наделала много шума своими рекомендациями и очень гордилась, что сам William Hearst любит читать её колонку.

Правда, позже именно из-за него она покинет Harper's BAZAAR, не согласившись с политикой оплаты труда. Diana проработает там 28 лет. А затем конкурирующее издательство Vogue примет её в свой штат на следующие 8.

От обложки до шрифта

Но прежде чем уйти в Vogue, Diana Vreeland полностью изменит имидж Harper's BAZAAR. Уже в должности редактора она начинает реализовывать своё представление о том, как должен выглядеть журнал. Комментарии Vreeland коснулись всего: от графики до обложки и проведения съёмок. В этот период обложка становится самостоятельным художественным высказыванием, образом-символом, за которым можно найти историю.

02.

Diana меняет расположение текста на разворотах, но главное — это то, чем она заполняет страницы. Например, она могла поместить на обложку никому не известную Betty Joan Perske. Этот выбор героини одновременно создал новую звезду голливудского кино и в очередной раз перевернул представление о модной и светской жизни как о чём-то эфемерном. Будущая Lauren Bacall позировала на фоне кабинета сдачи донорской крови. Шёл 1943 год — и редакция не пыталась выстроить вокруг себя башню из слоновой кости, кружев и перьев. Это было заявление об участии и сочувствии.

Лаконичность, цветовые акценты — визуальная чистота изображения точно передаёт настроение выпуска.

Betty Joan Perske на обложке журнала «BAZAAR»
Открытия лиц

Lauren Bacall сразу же после выпуска номера заметил и снял у себя в фильме «Иметь не иметь» Howard Hawks. На площадке она познакомилась с Humphrey Bogart и прожила с ним 13 лет, вплоть до его смерти в 1957.

Но Bacall была далеко не единственной героиней, открытой благодаря феноменальному чутью Vreeland. Она создала целый ряд имен, по которым потом будут определять эпоху.

В то время никому бы не пришло снимать музыканта для такого журнала, к тому же пока ещё не известного. А Diana снимала, и делала это просто так. Потому что ей нравилось, потому что чувствовала, что из этого может что-то получиться. Она не фиксировала настоящее, она прогнозировала будущее

03.

Lauren Bacall

Ralph Lauren, Twiggy, Veruschka и Mick Jagger — все они попали на страницы библии моды благодаря главному редактору и её неугомонному поиску новых лиц.

Humphrey Bogart

x

Howard Hawks

Но Bacall была далеко не единственной героиней, открытой благодаря феноменальному чутью Vreeland. Она создала целый ряд имен, по которым потом будут определять эпоху.

В то время никому бы не пришло снимать музыканта для такого журнала, к тому же пока ещё не известного. А Diana снимала, и делала это просто так. Потому что ей нравилось, потому что чувствовала, что из этого может что-то получиться. Она не фиксировала настоящее, она прогнозировала будущее

Съёмки и экспедиции

Чтобы найти нужные кадры для съёмки, требуется команда людей, павильон, чётко расставленные акценты света и цвета. Можно вспомнить «Фотоувеличение» Antonioni. Да, снимали несколько часов, несколько дней, но никто до Vreeland не отправлял моделей и фотографов в экспедиции.

04.

Охота за нужным ракурсом могла занимать почти месяц. Никаких павильонов — только настоящая жизнь. Так появилась буквально историческая съёмка фотографа Avedon и модели Veruschka для Vogue в 1966 и яркая, с мотивами ориентализма и восточной роскоши Индия глазами Henry Clarke 1967 года. Эти проекты были безумно дорогими, но эффект оправдывал все затраты.

Avedon

Veruschka

Henry Clarke

Красный цвет

Стиль самой Vreeland не так выделяется на фоне её огромного влияния на моду в целом, но всё равно заслуживает внимания. Она предпочитала лаконичные формы и обожала массивные украшения, броские аксессуары, а её визитной карточкой был красный цвет.

Diana его обожала. Valentino имел такой громкий успех в Америке по этой же причине.

05.

Она создала его славу почти с нуля, а он посвятил ей знаменитое красное платье. Помада карминового оттенка всегда была в её косметичке. Она красила ей губы, щеки, виски и даже мочки ушей.

Свои апартаменты она тоже оформила в этом цвете: «Я хочу, чтобы комната была похожа на адский сад!» В этом буйстве красного Diana Vreeland принимала всех своих знаменитых гостей, восседая в середине комнаты.

Diana Vreeland & Valentino

The Metropolitan Museum of Art

Что делать, если тебя уволили с должности главного редактора Vogue, а тебе 68? В героине этой истории было столько энергии и идей, что остановиться, уйти на покой казалось невозможным. Нужно было перестраивать привычную жизнь. К счастью, в The Metropolitan Museum of Art открылась подходящая вакансия консультанта. В своей новой роли Diana Vreeland опять совершала прорывы.

06.

Diana активно привлекает инвесторов и спонсоров в Институт костюма. А в 1976 году, заручившись поддержкой Jacqueline Kennedy, привозит в Нью-Йорк одну из самых знаменитых выставок XX века: «The Glory of Russian Costume». На ней были показаны коронационные платья, народные костюмы и предметы обихода из собрания Государственного исторического музея, Эрмитажа, Оружейной палаты. Многие из них не выставлялись даже в России. В том числе под впечатлением от этой выставки Yves Saint Laurent и создаст в том же году свою «русскую коллекцию».

Jacqueline Kennedy

Ей принадлежит идея делать именные выставки модных дизайнеров. Знаменитое мероприятие Met Gala — тоже её рук дело.

Мария Глухова
(@gluhomaniya)

Колумнист

Статью подготовила