David Hockney. The Lord Of Pools (part. 2)

В предыдущей статье о David Hockney мы рассматривали художественный стиль героя, теперь обратимся к его стилю в одежде — не менее интересному. Говоря о манере Hockney одеваться, не обойтись без понятия «денди».

Это человек, который настолько опережает своё время, что сам создаёт моду, становясь её лидером. В дендизме есть особые правила поведения в обществе: «ничему не удивляться»; «сохраняя бесстрастие, поражать неожиданностью»; «удаляться, как только достигнуто впечатление».

Самый яркий денди в истории родился в Англии, и нет, это был не David Hockney. George Bryan Brummell появился на свет за 150 лет до рождения художника, но, кажется, их многое объединяет.

Итак, George Brummell сделал очень многое для мужского гардероба: цветовая гамма, прообраз костюма-тройки — всё это было заложено им в далёком от нас XVIII веке. Ещё он ввёл моду на чистоту тела и строго следовал правилам гигиены. Поговаривали, что он даже отказывался знакомиться с людьми, если сомневался в их чистоплотности. Как же это связано с ныне здравствующим David Hockney?

Педантичность — самое вульгарное, что может с вами случиться, по мнению денди. Если мы внимательно посмотрим на гардероб Hockney, то увидим, что он состоит из совершенно разных вещей. Но те предметы, которые можно назвать «формальными»: рубашки, галстуки, пиджаки, брючные костюмы — Hockney носит с такой очаровательной непринуждённостью, что невозможно упрекнуть его в искусственности или педантстве.

01 /

David Hockney

Во времена George Brummell джентельмены не появлялись на приёмах в совершенно новых костюмах, если принадлежали к кругу денди. Это считалось неприличным. Во всём нужно было подчеркнуть случайность и естественность.

Педантичность
У David Hockney великолепно получается следовать этому правилу, даже если он делает это не нарочно.

Главный аксессуар денди — шейный палаток. На искусное завязывание узлов у модников порою уходили часы. Сохранилась легенда о том, что George Brummell однажды принимал гостя в комнате, где пол весь был усеян отброшенными платками, в то время как сам Brummell завязывал очередной перед зеркалом, пытаясь достичь совершенства узла.

Сведений о том, заставал ли кто-то David Hockney в груде отброшенных галстуков, у нас нет. Однако хочется заметить, что художник обладает дивной коллекцией этих аксессуаров, которые помогают поддержать цветовые акценты в его наряде. Также Hockney неравнодушен ко всевозможным кепкам. А завершают его образ фирменные очки с круглыми линзами.

02 /
Аксессуары
Табак

У George Brummell была роскошная коллекция табакерок. Он выставлял её в гостиной, чтобы посетители могли любоваться филигранной работой мастеров. Когда имущество Brummell ушло с молотка в счёт уплаты долгов, то в самой красивой и дорогой табакерке обнаружили записку, в которой говорились, что эта табакерка должна была быть подарена «другу Георгу» (Brummell подружился с принцем Уэльским ещё в молодости), если бы тот был более любезен с известным модником.

Так Brummell на прощанье отомстил королю Georg IV, поставив точку в их ссоре на землях Англии. И скрылся во Францию от кредиторов. David Hockney — самый коммерчески успешный из ныне живущих художников, так что от кредиторов пока не бегает. Но вот любовь к табаку — его главная страсть вне искусства.

03 /

Курит он по пачке в день, а с собой носит переносную пепельницу — красно-белый мешочек, сделанный в Японии из термостойкого пластика. В порядке исключения художнику даже позволяют курить в местах, где это делать строго запрещено.

Все эти разрозненные факты при внимательном рассмотрении выстраиваются в логическую конструкцию. Иронию, которую денди конца XVII-XIX веков позволяли себе в колкостях и остротах, David Hockney переносит и на одежду. Отсюда носки разного цвета, гигантские оправы очков. Правда, денди не носили чистые цвета, а предпочитали тёмные оттенки.

Но художник не боится ярких тонов. Он как бы продолжает идею своих картин в собственной одежде, превращая свои образы в художественное высказывание. В дендизме всегда важна дистанция с публикой, которая демонстрирует неоспоримость права денди поступать так, как ему хочется. David Hockney по отзывам кураторов и по впечатлению от его биографии также всегда делал исключительно то, что считает нужным.

Выстраивание образа, манеры поведения, высказывания на публике — всё это одинаково важно как для современных художников, так и для джентельменов позапрошлого века. А когда образ срабатывает и благодаря этому человек может подчинять себе тренды и умы, то им начинают вдохновляться другие и в прессе появляются заметки с заголовками «собери образ как у…».

George Brummell был наставником стиля для будущего короля Georg IV, а творчество и манера одеваться David Hockney заинтересовали многих дизайнеров. Коллекции, вдохновлённые картинами художника можно найти у брендов Michael Kors, J.W.Anderson.

Узнаваемый стиль Hockney использовали Antonio Miro, Thom Browne, John Galliano. Везде, кстати, присутствует фирменный аксессуар — очки в разноцветных массивных оправах.

Кажется, что David Hockney может совершенно заслуженно называться современным денди. Моду он действительно создал сам, опередив своё время.

Мария Глухова
(@gluhomaniya)
Колумнист

Статью подготовила